| В большинстве случаев девочки начинаютпроизносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой
 речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами. Если
 к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить,
 пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов,
 интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее
 всего, вот-вот появятся. К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые
 ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов,
 а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится
 уже полноценным средством общения.
 Признаки нарушений речи
 к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением; к концу 4-ого месяца не улыбается,
 когда с ним говорят и не гулит; к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
 к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;к концу 9-ого
 месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми
 звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; к концу 10-ого месяца
 малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания; к 1 году
 ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай»,
 «покажи», «принеси»); к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу
 «папой»; к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов; к 2 годам
 не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы
 («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях; к 2,5
 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; в 3 года не
 может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из
 предметов самый большой, не может сказать, как его имя и
 фамилия
 Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка.  Этапы развития собственной речи ребенка: Крики - возникают с рождения
 Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2
 до 5-7 месяцев.
 На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
 Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными
 (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
 Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с
 11-12 месяцев
 Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев.
 Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная
 закономерность начальных этапов становления речи у детей.
 Рост словаря ребенка от года и старше 1год -5-9 слов
 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
 2 года от 50 до 200 слов
 3 года от 800 до 1000 слов
 3,5 года - 1100
 4 года 1600 - 1900
 5 лет 1900 - 2200
 Развитие фразовой речи
 Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
 Появление и развитие предложений - с двух лет
 К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения,
 появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части
 речи,
 предлоги и союзы.
 Использует единственное и множественное число
 К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более
 сложные фразы.
 Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в
 разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке,
 рассказать о событии, пересказать сказку.
 Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
 Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста  Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думаютродители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова
 своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности
 соединять слова в предложения.
 ***
 Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или
 замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что
 артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие
 речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных
 звуков:
 а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
 б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
 в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части
 языка), л, ц.
 ***
 Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же
 звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и
 эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и
 интонации.
 ***
 Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова,
 правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка,
 тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить
 как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к
 воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
 ***
 После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6
 месяцев.
 Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей.Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были
 понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и
 непонятной. Что значит "тутите мутити" или
 " дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно
 смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и
 правильно.
 Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический
 взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то
 чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо
 собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда
 уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака"
 Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не
 очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу
 и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас
 дам"
 есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане.  Шипяшие(ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л)
 многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с
 ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4
 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его
 произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении
 звуков.
 Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться
 довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может
 правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к
 5-6 годам.
 Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной  консультации.
 О диагнозе ЗРР - задержка речевого развития.Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два
 года.
 По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при
 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при
 отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
 По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая
 лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление
 двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь
 развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка -
 есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять
 слова.
 Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио
 аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.
 Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку
 "разговориться"
 | 
Очень интересно! Спасибо!
Всем спасибо!