Прежде чем наказать ребенка, необходимо выяснить причину подобного поведения.
Бывает, что малыш таким образом пытается исследовать окружающий мир. В этом случае взрослый конечно же должен сказать «нет», «нельзя», объяснить, почему нельзя, и предоставить ребенку приемлемый способ реализации его потребности.
Иногда кусание может стать выражением чувства беспомощности перед действительностью, следствием испытанного дискомфорта, с которым ребенок не умеет справляться сам. Например, если ребенок привык играть дома один, но вынужден целый день находиться в окружении многих людей, он может выразить свое несогласие, протест в виде агрессии, укусов. Тогда укус станет формой самозащиты. В этом случае взрослый, должен показать ему, где он может поиграть один, побыть в уединении. Если ребенок не успокаивается, полон агрессии, лучше дать ему возможность выпустить «пар»: сбить кегли, бросить мяч и т. д. Но все перечисленное лучше сделать лишь после того, как взрослый уделил внимание «жертве»:успокоил, поговорил, пожалел, погладил. Очень хорошо, если к этой процедуре будет приобщен и маленький «агрессор». Пусть он тоже погладит, пожалеет малыша, которого укусил.
Бывает, что ребенок кусается, так как просто не знает, как еще привлечь внимание взрослого, чем заняться, куда направить свою энергию. Тогда взрослый тоже должен уделить внимание прежде всего «жертве», а потом научить ребенка способам развлечь себя самому.
Кое-кто из родителей полагает, что если не замечать, что ребенок укусил кого-либо из детей и не заострять на этом внимание, то он забудет о такой неблаговидной форме взаимодействия и не будет больше так делать. Но практика показывает, что ребенок, проведя «разведку» и поняв, что такое поведение является нормой (так как не последовало никакой реакции значимого для него взрослого), поступает так и в дальнейшем.
Некоторые родители полагают, что если они строго накажут ребенка за проступок, он запомнит это и научиться действовать менее агрессивно. В качестве наказания они шлепают ребенка, кричат на него, а иногда предлагают тому , кого укусили, ответить обидчику тем же. Так, если в детском саду кто-то из детей укусил их ребенка, они учат сына или дочь: « И ты укуси его тоже!» Подобная реакция порождает целый клубок агрессии, и иногда таким способом общения и выяснения отношений «заражаются» и другие дети в группе. Если в ответ на проявленную агрессию мы будем не учить ребенка сопереживать тому, кого он укусил, а станем заставлять его просить прощение у «жертвы» или у нас, он либо скоро поймет, что можно действовать безнаказанно подобным способом, или, если ваше требование унизительно и невыполнимо для ребенка, он «замкнется» и в качестве протеста ни за что не будет просить прощение. А может назло станет вести себя так же. Старайтесь не стыдить малыша за то, что он укусил ребенка, а объяснить ситуацию. Иначе он может сделать из вашего монолога только один вывод: « Я плохой, и никто меня не любит». Тогда ждите новых вспышек агрессии!
Итак, если ребенок кусает детей:
Выясните причины подобного поведения.
Если ребенок исследует окружающее, твердо скажите ему «нельзя»!
Если ребенок выразил таким образом протест, прежде всего уделите внимание «жертве».
Попросите ребенка пожалеть обиженного им малыша.
Обязательно отреагируйте на укус, не оставляйте без внимания.
Объясните ребенку, почему нельзя кусаться.
Не кричите на ребенка, не шлепайте его.
Не заставляйте его просит прощение.
Не стыдите ребенка.
Уделите ребенку внимание. Он нуждается в этом.
|
Очень интересно! Спасибо!
Всем спасибо!