Инновационная деятельность

416896482 88710739

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детского сада для детей раннего возраста № 1

«Деятельность Центра социального партнерства с

родителями детей  раннего возраста

«Мы вместе»

 

Коллектив авторов:

Макуха Тамара Дмитриевна – заведующий МБДОУ№ 1

Анисимова Ирина Александровна -старший  воспитатель МБДОУ № 1

 

Руководитель проекта: Семенака Светлана Ивановна – к.п.н., доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики, Заслуженный учитель РФ

 

Объектом исследования выступает процесс установления социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с родителями детей раннего возраста.

Предметом исследования является: организация деятельности Центра социального партнерства с родителями детей  раннего возраста «Мы вместе».

Цель исследования: проектирование и  реализация модели деятельности Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе».

 

Гипотеза проектного исследования: эффективность деятельности Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе» обеспечивается рядом организационно-педагогических условий:

  • проектирование и поэтапная реализация модели, предполагающей постепенный переход от знакомства с семьями воспитанников, к совместной деятельности и к стабильным партнерским отношениям;
  • повышение профессиональной культуры общения педагогов с родителями и воспитанниками раннего возраста;
  • активное использование вариативных форм образования детей раннего возраста, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к ДОУ;
  • внедрение в практику работы с родителями новых форм взаимодействия и педагогических технологий: консультпункт, семейный клуб, волонтерский отряд, общение в социальных сетях.

 

Задачи проектного исследования:

  1. Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня и уровня ДОУ.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
  3. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи к сотрудничеству с образовательным учреждением.
  4. Создание системы вариативных форм образования детей раннего возраста с целью их успешной социализации и адаптации к ДОУ: группа выходного дня «Мама и малыш», студия раннего развития, группа кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, адаптационная группа, дистанционные занятия с детьми и родителями в виртуальном режиме скайпа.
  5. Проектирование и организация деятельности консультативного пункта для родителей с целью привлечения родителей к активному участию в деятельности ДОУ и повышения родительской компетентности в области педагогики и детской психологии;
  6. Активизация деятельности семейного клуба как ресурса эффективной социализации детей раннего возраста.
  7. Внедрение информационных технологий в практику социального партнёрства ДОУ с семьями, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений: социальные сервисы Интернет: E-mail рассылки (Гугл группы, skype), Социальные сети (Vkontakte, Odnoklassniki).
  8. Планирование и организация мероприятий волонтерского движения с участием семей воспитанников МБДОУ, педагогов, студентов ГОУ ВПО «Армавирская педагогическая академия».

   Новизна проекта состоит в том, что  осуществлен системный подход к проектированию модели деятельности Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста с учетом использования вариативных форм образования детей раннего возраста; впервые планируется максимально использовать возможности общения с родителями, испытывающими дефицит времени, общение с помощью возможностей социальных сервисов Интернет, а также с помощью деятельности консультативного пункта; организация в  условиях детского сада волонтерского движения, которое  включает традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо развития образовательного учреждения, детей без расчета на денежное вознаграждение.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных и обоснованных в ходе реализации проекта:

  • технологии осуществления социального партнерства с семьями детей раннего возраста
  • специальной программы поэтапного развития партнерских отношений с семьями детей раннего возраста на основе новых форм и методов взаимодействия (консультативный пункт, семейный клуб, дистанционное, виртуальное общение в Социальных сетях, группы кратковременного пребывания, адаптационная группа, группа выходного дня);
  • информационных и социальных технологий взаимодействия с родителями;
  • технологии оценки качества разработанной модели взаимодействия с родителями;

Данный опыт  может быть использован в других образовательных организациях, предоставляющих родителям образовательные услуги, содействующие развитию партнерских отношений и успешной социализации детей раннего возраста. 

Методологию инновационного проекта составили следующие подходы: системный, деятельностный и информационный.

Основное назначение системного подхода состояло в целостном видении объекта познания: установление социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с родителями детей раннего возраста на основе уже сложившегося передового опыта и с учетом новых научных подходов.

Деятельностный подход обеспечивал построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в каждом виде деятельности по реализации спроектированной модели и различных видах взаимодействия “педагог – информационные средства – родитель — ребенок”.

Информационный подход позволил определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для организации диалога с родителями, синтезировать их методическое содержание для построения целостной системы адекватной условиям информационно-коммуникативной реальности.

База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №1 (МБДОУ № 1) г.Армавира.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались: метод теоретического анализа (философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования); моделирование; анкетирование; педагогическая беседа; наблюдение; изучение и обобщение передового опыта; опытно-экспериментальная работа; обобщение и анализ полученных результатов.

 

Этапы реализации проекта:

Этап  I. 2013 -2014 г.г.  (организационный)- изучение психолого-педагогических основ проблемы организации работы ДОУ по  установлению партнерских отношений с семьями воспитанников, подготовку специалистов к предстоящей деятельности, определение ресурсов МБДОУ№1 для участия в инновационной деятельности; проектирование модели Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе» разработку методического обеспечения спроектированной модели.

 

Этап II. 2013 -2015 г.г. (основной)-  реализация спроектированной модели Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе»:

  • Разработка Положения и реализация программы деятельности консультационного пункта для родителей детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение.
  • Организация деятельности фокус-группы для педагогов ДОУ в целях повышения профессиональной компетентности и качественной реализации задач инновационного проекта.
  • Разработка и реализация программ новых вариативных форм образования детей раннего возраста, обеспечивающих психoлoго-педагогическую поддержку и помощь детям в успешной социализации и адаптации к ДОУ; повышение психолого-педагогической культуры родителей и их активное участие в жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • Установление социального партнерства с родителями посредством деятельности семейного клуба, волонтерского отряда, родительского сообщества в Социальных сетях Интернет, фокус-группы.

  Этап III. 2015 -2016 г. (итоговый), в ходе которого осуществляется рефлексия проведенной деятельности, проводится научно-практический семинар, готовятся к печати инновационные продукты, научные статьи,  составляется общий отчет работы по проекту.

 

Организационная структура Центра

В структуру Центра входят:

  • Консультационный пункт (консультативные услуги родителям в разнообразных вариативных формах: «Психологические часы общения «(встречи с психологом); семейный клуб; «Школа молодого родителя» (оказание медико-психолого-педагогической консультативной помощи родителям детей раннего возраста; обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, предупреждение наиболее распространенных ошибок в семейном воспитании, организация досуговых мероприятии), участие родителей в фокус-группе.
  • Педагогический клуб (методические, творческие и другие объединения педагогов и специалистов с целью самообразования, повышения квалификации и обучения в сфере образования детей раннего возраста и партнерского взаимодействия с родителями; функционирование Школы молодого воспитателя; работа городского методического объединения воспитателей групп  раннего возраста; творческая фокус-группа «Инновационный час»).

Новые вариативные формы образования детей раннего возраста с целью обеспечения психoлoго-педагогической  поддержки и помощи родителям в успешной адаптации детей раннего возраста   к ДОУ; повышение психолого-педагогической культуры родителей).

Снимок1

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Приобщение родителей к участию в жизни Центра и социализации ребёнка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьёй
  • Разработка методических рекомендаций по организации Семейного клуба в ДОУ с родителями, воспитывающих детей раннего возраста.
  • Разработка образовательной программы работы вариативных образования детей раннего возраста (адаптационная группа, студия раннего развития, группа кратковременного пребывания, ориентированные на социальный заказ родителей и социализацию детей раннего возраста).
  • Разработка положения и программы деятельности консультативного пункта для семей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Разработка методических рекомендаций по использованию в практике инновационных и социальных технологий взаимодействия с родителями.
  • Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона города.
  • Распространение педагогического опыта, ознакомление общественности с результатами работы через информационное сопровождение  веб – сайта МБДОУ, Социальные сети Интернет, СМИ.

 

 

Организация деятельности творческой фокус – группы в ДОУ

Важнейшим фактором социализации личности является семья, которая  является не только ячейкой нашего общества, но и первичной группой для ребенка, в которой формируется «образ мира», осуществляется его физическое, эмоциональное и социальное развитие. Родители несут ответственность за качество семейного воспитания, за результат социализации ребенка, который во многом зависит от уровня родительской культуры. На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста № 1  третий год реализуется программа инновационного проекта «Деятельность Центра социального партнерства с родителями детей  раннего возраста «Мы вместе». За это время удалось решить ряд важных задач:

— повысить уровень компетентности педагогов в вопросах установления взаимодействия с родителями воспитанников;

-апробировать новые формы взаимодействия ДОУ с родителями: семейный клуб, консультационный пункт, адаптационная группа « Мама и малыш».

Тем не менее,  опыт взаимодействия с родителями показал, что достаточно сложным в практическом плане является достижение партнерских отношений.

В литературе термин «Социальное партнерство» рассматривается как   особый тип совместной деятельности  между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития (И.А.Хоменко).

Для установления социального партнерства с родителями, более активного их участия в жизни детского сада,  на основании анализа литературы ( С.А. Белановский ,М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги  было разработано положение о творческой фокус – группе.

         Творческая фокус – группа в детском саду — это инновационная форма взаимодействия педагогов, представителей науки, родителей, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования с целью поиска оптимальных путей для их разрешения. Она  создана  для сбора информации об общественном мнении и мнении работодателей и заказчиков образовательных услуг  о качестве их предоставления в МБДОУ № 1, сотрудничества с родителями воспитанников, общественности, поиска новых форм предоставления консультативной помощи родителям, воспитывающих детей раннего возраста, установления обратной связи по решению задач, возложенных на образовательное учреждение.

Основными направлениями деятельности творческой фокус-группы являются:

— изучение потребностей родителей воспитанников на предоставление консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи;

— сбор мнений родителей по определенным проблемам воспитания и развития детей раннего возраста;

— анализ мнения родителей о проводимых мероприятиях в МБДОУ по повышению педагогической культуры;

— выяснение причин низкой посещаемости отдельными родителями предлагаемых МБДОУ форм взаимодействия;

— определение оптимальных и эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников МБДОУ № 1 и с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;

-определение форм позиционирования передового педагогического опыта работы в МБДОУ и практики семейного воспитания.

Участники фокус-группы совместно осуществляют поисковую, исследовательскую работу. Творческая фокус-группа организуется при наличии не менее пяти человек: педагогов, родителей и других специалистов.

Ссылаясь на рекомендации Д. Петрова «Фокус-группы: снижение риска при принятии решений» определен алгоритм работы творческой фокус-  группы:

Шаг 1: Постановка цели проведения фокус группы.

Шаг 2. Составление плана работы фокус-группы

Шаг №3: Отбор и приглашение участников.

Шаг №4: Составление вопросов (не более 4-5 вопросов).

Шаг №5: Подготовка сценария.

Шаг №6: Выбор координатора.

Шаг № 7: Проведение фокус — группы

Шаг№8: Интерпретация и отчет по результатам

Шаг №9: Последействие

Все шаги взаимосвязаны, но особое место занимает разработка сценария фокус группы, который  состоит из трех частей:

Первая часть предназначена для церемонии открытия, приветствия  участников краткого обзора цели и задач фокус — группы, распорядка работы.

Вторая часть предназначена для ответов на вопросы.

Третья часть, заключительная, предназначена для слов благодарности участникам, возможных пожеланий участников, изложения сроков завершения более масштабного исследования, частью которого явилось проведение этой фокус — группы.

Отличительной особенностью проведения фокус группы является наличие координатора, имеющего определенные навыки проведения дискуссии. Координатор может быть сотрудником организации или волонтером.

Каждая встреча участников фокус-группы завершается написанием отчета. Учитывая рекомендации Д. Петрова « Фокус-группы: снижение риска при принятии решений» выделены  три стадии написания отчета по проведению фокус группы:

1.Подведение  итогов по каждому вопросу. Если велась  аудио запись, необходимо удостоверится  в том, что запись прошла успешно. В случае неудачной записи, можно легко  восстановить обсуждение сразу же по окончании мероприятия. Координатор должен обсудить прошедшую фокус-группу, для освежения впечатления.

По окончании, необходимо сделать предварительные итоговые записи по фокус —  группе. Незамедлительное воспроизведение на бумаге того, что было сказано на фокус — группе, поможет предотвратить смешение событий.

2.Анализ  итогов. Он начинается  с прочтения всех своих записей. Уделяется  внимание общим тенденциям и неожиданным репликам.

3.Написание  отчета. Окончательный отчет может иметь различные формы, но должен отражать всю информацию о предыстории и цели фокус — группы, детали мероприятия, результаты и заключения.

Последействие в фокус-группе предполагает уведомление участников о результатах фокус — группы и отсутствие последействия, т.е. не принятие мер, основанных на результатах работы фокус — группы.

На сегодняшний день в МБДОУ№1 организована  работа трех творческих фокус — групп: «Инновационный час», «Многодетная семья»,  

« Onlain — группа».

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о творческой  фокус-группе в  МБДОУ№1

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста № 1  в соответствии  с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Законом Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае»,  Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования
    • Творческая фокус — группа – это профессиональное объединение педагогов, представителей науки, родителей, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования с целью поиска оптимальных путей для их разрешения.

Творческая фокус-группа создается для сбора информации об общественном мнении и мнении работодателей и заказчиков образовательных услуг  о качестве их предоставления в МБДОУ № 1, сотрудничества с родителями воспитанников, общественности, поиска новых форм предоставления консультативной помощи родителям, воспитывающих детей раннего возраста, установления обратной связи по решению задач, возложенных на образовательное учреждение.

  • Творческая фокус-группа является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение совместной поисковой, исследовательской работы.
  • Творческая фокус-группа организуется при наличии не менее пяти человек: педагогов, родителей и других специалистов.
  • Творческая фокус-группа создается, реорганизуется и ликвидируется заведующим МБДОУ по представлению заместителя заведующего по воспитательно- образовательной работе (старшего воспитателя).
  • Творческая фокус-группа согласовывает свою деятельность с заместителем заведующего МБДОУ по воспитательно- образовательной работе, отчитывается о результатах своей деятельности перед педагогическим коллективом.
  • Поисковую, исследовательскую работу творческая фокус-группа осуществляет на основе настоящего Положения, приказов и директив Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Краснодарского края, а также рекомендаций управления муниципального образования г. Армавира

 

  1. II. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  • Деятельность творческой фокус-группы используются для решения следующих задач:
    • Определение имиджа МБДОУ для потребителей образовательных услуг, общественности, его сильных и слабых сторон.
    • Анализ эффективности применяемых в МБДОУ форм взаимодействия с родителями.
    • Исследование мотивации педагогов и родителей по различным социально-педагогическим аспектам.
    • Оценка моделей дополнительных образовательных услуг и составление рекомендаций по их реализации в практике МБДОУ № 1.
  • Основными направлениями деятельности творческой фокус-группы являются:
    • Изучение потребностей родителей воспитанников на предоставление консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи.
    • Сбор мнений родителей по определенным проблемам воспитания и развития детей раннего возраста
    • Анализ мнения родителей о проводимых мероприятиях в МБДОУ по повышению педагогической культуры.
    • Выяснение причин низкой посещаемости отдельными родителями предлагаемых МБДОУ форм взаимодействия.
    • Определение оптимальных и эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников МБДОУ № 1 и с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
    • Определение форм позиционирования передового педагогического опыта работы в МБДОУ и практики семейного воспитания.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ФОКУС-ГРУППЫ
    • Основными формами работы в творческой фокус-группе являются: классическая фокус-группа и онлайн-фокус-группы
    • Классическая фокус-группа

Классическая фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5-2 часов по заранее разработанному сценарию. Обычное количество участников составляет 5-12 человек.

Фокус-группу проводит квалифицированный специалист (модератор), задача которого — понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам.

К ведущему выдвигаются следующие требования: высокая коммуникабельность, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам; наличие чувства юмора; умение управлять малой группой; достаточная эмоциональность, умение сопереживать высказываниям участников; самокритичность, любознательность и динамичность.

Онлайн фокус-группы

Онлайн фокус-группы могут организовывать свою работу в форме чата, а также в форме форума.

Онлайн творческая фокус-группы в форме чата  проводят свою работу в режиме реального времени. Участники регистрируются на сайте МБДОУ № 1 и вместе с модераторами обсуждают предлагаемую тему по заранее предложенному списку вопросов.

Сроки проведения онлайн творческой фокус-группы составляют примерно один-три дня.

Онлайн творческая фокус-группа в форме форума   организует свою работу  в рамках сетевого исследования путем  обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.

Подобная фокус-группа имеет большую продолжительность и большее количество участников. Участники регистрируются на специальном форуме. Далее участники отвечают на вопросы модератора, обмениваются мнениями и комментируют ответы других участников.

По времени опросы участников форума занимают около трех-пяти дней и имеют возможность привлечения аудитории с минимальным количеством времени.

Участники форума могут  зайти на страницу  в любое удобное для них время.

 

  1. . ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ФОКУС-ГРУППЫ

4.1. Работа творческой группы проводится в соответствии с планом работы на текущий год. План составляется руководителем (модератором)  творческой фокус- группы, рассматривается на заседании научно- методического совета и утверждается заведующим дошкольным учреждением.

4.2. Заседания творческой фокус-группы проводятся не реже одного раза в месяц. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов.

4.3. Регулирование работы творческой фокус- группы следующие осуществляется на основе следующих локальных актов и документации:

  • Положение о творческой фокус-группе.
  • Приказ об открытии творческой группы.
  • План работы творческой фокус-группы на текущий учебный год.
  • Протоколы заседаний творческой группы.
  • Анализ работы за прошедший год.
    • Руководитель творческой группы обязан:
  • — Организовывать оперативную корректировку воспитательно- образовательных материалов; заседания творческой группы;
  • — Предоставлять отчет о работе творческой группы заведующему дошкольным учреждением.
  1. ПРАВА УЧАСТНИКОВ  ТВОРЧЕСКОЙ ФОКУС-ГРУППЫ

Участники творческой фокус- группы имеют право:

  • Выдвигать предложения об улучшении воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  • Ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в творческой фокус-группе.
  • Ставить вопрос перед администрацией МБДОУ о поощрении педагогов творческой группы за активное участие в поисковой, исследовательской деятельности.
  • Обращаться за консультациями по проблемам воспитательно- образовательной работы с детьми к заместителю заведующего дошкольным учреждением старшему воспитателю).
  • Выдвигать от творческой фокус-группы педагогов, родителей и других специалистов для участия в конкурсах различного уровня.
  1. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

Контроль за деятельностью творческой группы осуществляется заведующим дошкольным учреждением, его заместителем по воспитательно- образовательной работе ( старшим воспитателем) в соответствии с планом методической работы и планами контрольно-диагностических действий, утверждаемыми заведующим дошкольным учреждением.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Настоящее положение вступает в действие с момента издания приказа заведующего МБДОУ.

6.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение и утверждаются заведующим МБДОУ.

6.3. Срок действия положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

 

 

Алгоритм работы фокус группы.

 

Шаг 1: Постановка цели проведения фокус группы.

Шаг 2. Составление плана работы фокус-группы

Шаг №3: Отбор и приглашение участников.

Шаг №4: Составление вопросов (не более 4-5 вопросов).

Шаг №5: Подготовка сценария.

Сценарий фокус группы состоит из трех частей:

  1. Первая часть предназначена для церемонии открытия, приветствия участников краткого обзора цели и задач фокус группы, распорядка работы.
  2. Вторая часть предназначена для ответов на вопросы.
  3. Третья часть, заключительная, предназначена для слов благодарности участникам, возможных пожеланий участников, изложения сроков завершения более масштабного исследования, частью которого явилось проведение этой фокус группы.

 

Шаг №6: Выбор координатора.

Отличительной особенностью проведения фокус группы является наличие координатора, имеющего определенные навыки проведения подобного мероприятия.

Координатор может быть сотрудником организации или волонтером.

Шаг № 7: Проведение фокус группы

Материалы, которые необходимы Вам для проведения фокус группы:

  • Блокноты, карандаши, ручки
  • Доска для записей, мел
  • Сценарий
  • Список участников
  • Баджи с именами участников
  • Прохладительные напитки
  • Часы

Шаг№9: Интерпретация и отчет по результатам

Три стадии написания отчета по проведению фокус группы:

  1. Подводите итоги по каждому вопросу. Если Вы ведете аудио запись, удостоверьтесь в том, что запись прошла успешно. В случае неудачной записи, Вы легко сможете восстановить обсуждение сразу же по окончании мероприятия. Координатор должен обсудить прошедшую фокус-группу, для освежения впечатления.

По окончании, сделайте предварительные итоговые записи по фокус группе.

Незамедлительное воспроизведение на бумаге того, что было сказано на фокус группе, поможет предотвратить смешение событий. Намного легче восстановить события или образное выражение участников сразу по окончании мероприятия, нежели через месяц.

  1. Проанализируйте итоги. Начните с прочтения всех своих записей. Уделяйте внимание общим тенденциям и неожиданным репликам. Помните, что контекст и тон не менее важны, чем смысл сказанного. Если комментарий звучит негативно, на эмоциях или же спровоцировал ответную реакцию, это следует учесть отдельно в своем анализе.
  2. Напишите отчет. Окончательный отчет может иметь различные формы, но должен отражать всю информацию о предыстории и цели фокус группы, детали мероприятия, результаты и заключения.

Шаг №10: Последействие

Величайшими ошибками в проведении фокус групп являются: не уведомление участников о результатах фокус группы и отсутствие последействия, т.е. не принятие мер, основанных на результатах фокус группы.

Помните, что в неправительственном секторе, фокус группа помогает объединить людей в конкретной области. Собрав их однажды вместе, не упускайте шанс. Сообщите участникам результаты фокус группы, отправьте им письмо благодарности, сообщите им, как были применены результаты. Конечно, фокус группа не является частью PR, но укрепляет доброе отношение к вашей организации среди участников.

Несколько предложений о практическом использовании полученных результатов:

  • Запланируйте встречу для обсуждения результатов и их практическое применение.
  • Соберите замечания участников фокус группы. Свяжите полученные замечания с поставленной целью. Сравните с другими источниками полученную информацию от фокус группы.
  • Выделите основные темы, вопросы и проблемы которые возникли в процессе проведения фокус группы. Обсудите и отметьте, как вы собираетесь их решить.
  • Если собралось много информации, расставьте приоритеты. Решите, какие предпринять действия. Например, поделиться полученной информацией с местными органами власти, внести решение отдельных вопросов в рабочий план, включить решение отдельных вопросов в бюджет.

После проведения фокус-группы полученная информация обрабатывается, пишется подробный отчет, в котором отражают ответы на вопросы заказчика, реализацию либо отказ от предварительных гипотез, выработанных совместно с заказчиком. Даются рекомендации по дальнейшему продвижению торговой марки (товара) на рынке с учетом особенностей восприятия клиентами.

 

 

 Фокус-группа «Инновационный час»
ин

Модератор  фокус-группы «Инновационный час» — 

Анисимова Ирина Александровна

(старший воспитатель МБДОУ №1)  

DSC_4562

авввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв

ввввввввввОрганизация работы  творческой фокус-группы с педагогами

«Инновационный час»

Основными формами работы  творческой фокус-группы с педагогами является классическая фокус-группа. Классическая фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5-2 часов по заранее разработанному сценарию. Обычное количество участников составляет 5-12 человек. Фокус-группу проводит квалифицированный специалист (модератор), задача которого — понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам.

К ведущему выдвигаются следующие требования: высокая коммуникабельность, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам; наличие чувства юмора; умение управлять малой группой; достаточная эмоциональность, умение сопереживать высказываниям участников; самокритичность, любознательность и динамичность.

Одной из тем творческой фокус – группы  «Инновационный час» была тема «Использование ИКТ-педагогических технологий в работе с родителями». Предварительно было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления уровня знаний современных ИКТ технологий, а также использования их в своей практике. Во время проведения фокус-группы были обсуждены результаты анкетирования, а также составлен словарик по современным ИКТ- технологиям. Так же был освещен вопрос о законодательных актах, которые освещают требования к ИКТ-технологиям в ДОУ, а также требования к сайтам образовательных учреждений.

Были обсуждены вопросы о взаимодействии детского сада и семьи через социальные сети «В контакте» и «Одноклассники».

В результате дискуссии были сформулированы актуальные вопросы о воспитании для обсуждения в социальных сетях между родителями и воспитателями. В завершении работы группы были поставлены цели и определены основные направления работы для развития использования ИКТ-технологий в ДОУ.

 


 

 

Фокус-группа с родителями «Многодетная семья»

мс

Модератор фокус — группы с родителями «Многодетная семья» —

 Мартыненко Наталья Васильевна 

(воспитатель МБДОУ №1)

DSC_2790

Организация работы  творческой фокус-группы с родителями

«Многодетная семья»

Сегодня пришло понимание, что семья — самое главное для человека. Семья – это дом и родные, где всегда ждут, понимают и любят. В само слово «семья» изначально заложен глубинный смысл: семья, семеро меня. 

Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями позволил отметить новую позитивную тенденцию: увеличение количественного состава семьи. Это достигается благодаря целенаправленной государственной политике в области  демографической ситуации в стране. Данная тенденция подтверждена результатами проведенного анкетирования семей воспитанников:  29% от всего количества семей, посещающих МБДОУ№1, относятся  к категории «многодетная семья». Из всего количества  семей 18% составляют семьи с 3 детьми, 11% — с 4-мя и более детьми.  Многодетные  семьи отличаются большой сплоченностью, разводы в них довольно редки. В семьях складывается разновозрастной детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы. Эти семьи отличаются высоким воспитательным потенциалом, что, в первую очередь, проявляется в характере семейных взаимоотношений. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи значимыми являются: уважительное отношение к старшим и лидерство старших по возрасту. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста. Воспитание в многодетной семье осуществляется не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. 

Проведенные анкеты и опросы,  среди родителей выявили проблемы сегодняшней многодетной семьи, помогли понять сложности, и преимущества, с которыми изо дня в день сталкиваются многодетные семьи. Вот и получается, что в наш современный век многодетная семья — это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи.

Многодетная семья ожидает грамотную педагогическую поддержку от педагогов ДОУ.

 Но многолетний опыт работы с семьями воспитанников позволил выявить ряд проблем: снижение родительской активности в жизни детского сада, в воспитании ребенка, что объясняется огромным дефицитом времени, с одной стороны и возможно, непониманием важности периода дошкольного воспитания, с другой.   Ежедневное общение с родителями подтверждает необходимость повышения их педагогической культуры. Эта задача во все времена была актуальна и решалась многие годы с помощью традиционных форм работы с семьей, таких как: родительские собрания, консультации, семинары – практикумы и других. Эти формы работы с родителями, конечно действенны, но, чтобы вызвать родителей на диалог и рефлексию возникающих проблем в воспитании детей, была апробирована новая форма взаимодействия  с семьей – фокус-группа. С учетом выбранной проблемы фокус – группа получила название  «Многодетная семья». Именно  фокус – группа наиболее близко позволяет отразить специфику предстоящей работы. ( План работы прилагается в приложении)

Цель:

 Изучение и распространение положительного опыта  позитивной социализации детей в многодетных семьях посредством внедрения новой формы работы с многодетной семьей — фокус – группы «Многодетная семья – счастливая семья».

Задачи: 

  1. Внедрение в практику работы с многодетной семьей новой формы: фокус – группы.
  2. Привлечение родителей к совместной, творческой и социально-значимой деятельности, направленной на познание и развитие ребенка.
  3. Совместное исследование педагогических проблем в многодетных семьях и совместный поиск способов их разрешения.
  4. Повышение педагогического ресурса многодетной семьи
  5. Привлечение внимания общественности к проблемам многодетной семьи.
  6. Распространение положительного опыта воспитания детей многодетных родителей.
  7. Осуществление пропаганды здорового образа жизни семьи.
  8. Содействие повышению престижа и роли многодетной семьи в обществе.

 


 



 

пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Фокус-группы с родителями «on-line»

прррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

 

 

 

 

1 грамота 1 3 грамота 3 грамота 4

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*