Форум

Ф

 

Добро пожаловать, гость 

Показать / спрятать

Добро пожаловать, гость! Для участия в форуме требуется регистрация.





Страниц: [1]
Автор Тема: Я сам!
admin
Администратор
Сообщения: 288
Permalink
Сообщение Я сам!
 February 14, 2015, 18:59
Цитата

Самостоятельность как свойство личности начинает формироваться примерно в год, когда у малыша появляется возможность передвигаться и удерживать предметы, а также заявлять о себе словами. Иногда этот процесс начинается немного раньше времени, а в некоторых случаях задерживается. Как бы то ни было, сначала ребенок воспринимает свои успехи как целостное переживание своего собственного "Я". Он не понимает, что у него "всего лишь" получается удержать ложку или что он "всего лишь" дошел от стенки до стула. Этот опыт дает ему право на вывод: "Я уже большой".

После того как у малыша получилось попасть ложкой в рот, ему начинает казаться, что он может проявить самостоятельность и в чем-то другом, что, конечно, не всегда совпадает с его реальными возможностями. Однако, руководствуясь именно этим чувством, он пытается завладеть столовым ножом или старается навести порядок на столе... и оказывается сильно разочарован своими неудачами и вашими запретами, ведь только что он был совсем большим, а теперь опять стал маленьким!

Мудрые взрослые позволяют ребенку экспериментировать в безопасных ситуациях, контролируя не столько действия малыша, сколько пространство вокруг него. Они позволяют ему отбежать на несколько шагов, но не дают пропасть из виду, разрешают пробовать еду ложкой, но отодвинут нож, позволят проползти под столом, но помогут пригнуть голову и не ушибиться. Если у малыша хорошо получается управлять своим телом: пальчики хорошо слушаются, ноги крепко и надежно держат, а взрослые при этом принимают самостоятельность ребенка, признают за ним право на ошибку, к трем годам он приобретет уверенность в себе и осознает, что "я сам — это хорошо". В дальнейшем он будет чувствовать себя увереннее в достижении целей, в умении договариваться с другими людьми и сможет получить удовольствие от дела, которым занят в данный момент времени.

Переживания родителей № 1

Часто взрослых пугают попытки ребенка проявить самостоятельность. Их раздражает неловкость малыша и то, что у него ничего не получается как следует, а от этого вокруг так много беспорядка. Более того, поведение маленького человечка бывает им не совсем понятно: то он, как взрослый, настаивает на своем, а то оказывается совершенно беспомощным перед простейшей задачей. Почувствовав такое отношение к себе, малыш может испытать довольно сильное чувство стыда или неловкости от своей неуклюжести и незадачливости и отказаться от попыток настаивать на своей самостоятельности.

Кроме того, настойчивые попытки взрослых усовершенствовать действия малыша, помочь ему добиться большей точности, аккуратности, только ухудшают положение, заставляют испытывать замешательство и неловкость. Если же раздражение взрослого ко всему прочему сопровождается насмешками и иронией, то ребенок может надолго отказаться от попыток действовать самостоятельно. В такой ситуации некоторые дети решат, что лучше навсегда остаться маленьким, чем слушать обидные папины упреки ("Что это за руки-крюки!"), а многие постараются изо всех сил как можно скорее стать большими и сильными. И в том и в другом случае у ребенка формируется чувство стыда за свою неловкость. Ему стыдно "быть маленьким", и это ощущение мешает его отделению от матери и делает его более зависимым от взрослых.

Переживания родителей № 2

Иногда взрослые по-другому относятся к росткам самостоятельности ребенка. Они так рады, что малыш начал что-то делать сам, что готовы как можно скорее поверить в его "взрослость" и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать. "Наш Денис такой молодец, он уже давно ест сам!" — с гордостью говорят родители. Но малышу важно не только проявлять свою самостоятельность, ему нужно получать помощь окружающих и одновременно иметь возможность побыть маленьким, чтобы еще некоторое время погреться под лучами родительского внимания и заботы. Иначе решение "я сам" будет связано с таким печальным переживанием, как: "Я один, и никого нет рядом, кто бы меня покормил, утешил, взял на ручки, дал бы возможность побыть маленьким". И вместо радости и уверенности в себе самостоятельность оказывается с окрашенной чувством одиночества и безнадежности.

Что можно посоветовать таким родителям? Набраться побольше терпения, поскольку период становления самостоятельности довольно длителен и всегда требует от взрослых активного присутствия. Нужно не только хвалить или поправлять ребенка, очень важно с ним сотрудничать и помогать ему делом: поддержать за ручку, помочь пролезть под столом или справиться с пуговицами и шнурками. Тогда у малыша в душе сложится правильная картинка взаимоотношений с близкими ему людьми: "Я сам, но мы — вместе, потому что мы нужны друг другу".

Если взрослые пытаются во что бы то ни стало изменить или исправить действия ребенка (заставляют его брать ложку по-другому, предлагают подниматься и спускаться по лестнице так, как им кажется более удобным) это может вызвать бурный протест малыша. В некоторых случаях он даже захочет отказаться от попыток осваивать предложенный вид деятельности и надолго переложит кормление или спуск по лестнице на взрослых. Лучше дождаться того времени, когда ребенок будет выполнять эти действия более уверенно, и только после этого обучить его более удобным способам включать свет или проводить линии фломастером по бумаге.

admin
Администратор
Сообщения: 288
Permalink
Сообщение Ответ на: Я сам!
 February 19, 2015, 19:39
Цитата

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или же:

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек читаем стишок:Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

admin
Администратор
Сообщения: 288
Permalink
Сообщение Ответ на: Я сам!
 November 11, 2015, 14:17
Цитата

Завязать и застегнуть

Почти любой ребенок, достигший трехлетнего возраста, может застегнуть кофточку на пуговицах, молнию на куртке, обувь. Главное — помочь ему научиться. Как это правильно делать и в каком возрасте можно начинать развивать эти навыки?

Когда и с чего начинать

Научить застегивать и расстегивать липучки можно уже в возрасте полутора лет, когда ребенок начинает проявлять интерес к обуви и одежде. Его пальчики уже окрепли для того, чтобы справиться с липучкой. В этот же период можно научить развязывать завязочки на шапке.

Ближе к двум годам можно переходить к кнопкам на куртке, рубашке, кофточке. Раньше полутора лет учить кроху расстегивать и застегивать кнопки нежелательно, так как лучезапястный сустав (сустав между костями запястья и предплечья) и координация движений рук недостаточно развиты для такого рода манипуляций. К тому же застегивание кнопок годовалому малышу может быть не под силу.

После двух лет уже можно знакомиться с молнией. Двигать вверх-вниз бегунок может ребенок, которому двух лет еще не исполнилось. Труднее научить малыша самостоятельно вставлять замок в проем. Эта работа более тонкая и требует достаточной координации движений пальцев и понимания конечного результата.

В возрасте 2-2,5 лет можно учить кроху застегивать пуговицы. Развитый большой палец, уверенный захват в этом возрасте будут способствовать закреплению навыка. Для малыша важно не простое копирование: просунул пуговицу в петельку — она застегнулась, вытащил — расстегнулась, — необходимо осознание своих действий.

В этом же возрасте ребенок проявляет интерес к расшнуровыванию обуви: начинает вытаскивать шнурки из каждого ботинка, который попадается у него на пути. Надо поймать этот момент и показать малышу, что шнурки можно не только вытаскивать, но и вдевать обратно. Для поддержания интереса используйте яркие нескользкие шнурки, покажите, как по-разному можно шнуровать ботинок. Шнуровка в виде лесенки, стежка или полосочки обязательно привлечет кроху и подтолкнет его повторить ваши действия: кроха начнет увлеченно вставлять шнурки в отверстия.

Завязывать шнурки и вязать бантик — задачи довольно сложные для малыша, поэтому обучение стоит начинать ближе к трем годам, а то и после, когда пальцы уже достаточно ловки, а движения обеих рук более скоординированы.

Сначала нужно научить ребенка вязать узелки. Бантиком займемся только тогда, когда малыш освоит предыдущее действие.

Как правило, завязывать узелок с бантиком может ребенок, достигший четырехлетнего, а то и пятилетнего возраста. Если кроха делает это в три года — хорошо, но если отказывается — не заставляйте его. Со временем он научится.

Следующим шагом будет завязывание шапки. Но надо помнить, что делать это самому малышу неудобно, поэтому нередко даже дети 5-6 лет обращаются за помощью к взрослым. Формируя навыки самообслуживания, старайтесь, чтобы ребенок с самого начала относился к своей одежде и обуви с аккуратностью.

Липучки и завязки

Для начала обучения как нельзя лучше подойдет обувь на липучках. Дайте малышу в руки обувь, покажите, как она застегивается и расстегивается; звук липучки ему понравится. Пусть он повторит ваши действия: это под силу даже полуторагодовалому крохе. Хвалите ребенка, если у него получилось застегнуть обувь, радуйтесь его достижениям.

Следите, чтобы он теперь обувался (застегивал липучки) самостоятельно, без посторонней помощи. Если липучки есть и на одежде малыша, он сам может догадаться, для чего они нужны.

Далее развязываем шапку: одной рукой беремся за завязочку, тянем вниз — и шапку можно снять. Следите, чтобы малыш дергал за кончик, а не за бантик, иначе узел затянется, и малыш не сможет сам снять шапку.

Кнопки

Медленно покажите, как вы застегиваете на куртке кнопки. Пусть малыш пальчиками одной руки придерживает основание кнопки, а другой рукой накладывает сверху вторую полу куртки. Защелкнулась! Держа обеими руками основания кнопки и потянув полы в разные стороны, можно расстегнуть одежду. Такое открытие порадует и заинтересует ребенка.

Объясняйте малышу, что если он будет с силой дергать полы куртки, кнопки оторвутся, и одежда будет испорчена.

Молния

Молния на карманах застегивается и расстегивается, если потянуть замок вверх или вниз, вправо или влево. Без длительных объяснений (в 1,5 года достаточно несколько ясных, коротких фраз) покажите малышу, как обращаться с застежкой на молнии. Собираясь на прогулку, позволяйте малышу самому сделать это.

Для начала обучения используйте молнии с крупной застежкой и замком. Пусть ребенок сам заметит, что на замке есть отверстие. Сначала мы опускаем бегунок вниз, вставляем в отверстие основание второй стороны молнии и только после этого тянем замок вверх. Поначалу вставляйте бегунок в отверстие сами, предлагая ребенку застегнуть-расстегнуть молнию, затем дайте попробовать малышу.

Пуговицы

В формировании навыка используйте острое желание подражать. Продемонстрируйте малышу, как вы застегиваете блузку или кофту (желательно с большими круглыми пуговицами). Медленно покажите, каким способом вы застегнули пуговицу. Пусть малыш одной рукой возьмет пуговицу и протолкнет ее в петельку (начинать надо с нижних пуговиц, так как это удобней). Для ребенка бывает сложно поймать пуговицу в петле, так как маленькие ручки еще недостаточно ловки. Однако постоянная тренировка будет способствовать формированию навыка, и у малыша обязательно все получится. Предлагайте ребенку самому застегивать свою кофточку или просите помочь застегнуть пуговицы на вашей одежде. Не забывайте при этом говорить, что у вас растет настоящий помощник (помощница); детям это нравится, они начинают гордиться собой и своими достижениями.

Когда малыш понял, как застегиваются пуговицы, он может сам проявить любознательность и попробовать просунуть пуговицу обратно. Если же этого не случилось, покажите крохе, как их расстегнуть, и со временем он в совершенстве освоит этот процесс. Не забывайте помогать ребенку управляться с верхними пуговицами, так как застегивать то, чего не видишь, на ощупь довольно тяжело в таком возрасте.

Шнурки

Показывайте малышу, как завязывать шнурки. Для начала потренируйтесь вязать простые узелки: пусть кроха возьмет в руки оба конца шнурка, положит их друг на друга крест-накрест и один конец проденет под другой ("в дырочку"), затем потянет концы шнурка в разные стороны. Узелок получился!

Когда малыш научится уверенно вязать узелки, можно осваивать бантик. Чтобы крохе было проще, в начале обучения сами складываем концы шнурков пополам (в бантик), отдавая их в руки ребенку. Крохе остается только завязать еще один узелок. Ближе к 4,5 годам уже можно просить ребенка своими руками складывать концы шнурка в бантик и самостоятельно завязывать шнурки.

Тренироваться нужно постоянно, так как любым навыком малыш может овладеть только в частых упражнениях. Используйте заинтересованность ребенка в новых предметах, в играх и игрушках: завязывайте бантики куклам и друг другу, делайте узлы на мамином пояске или на красивой атласной ленте, используйте различные игры-шнуровки, играйте в пиратов и вяжите "морские узлы" на веревке. Все это поможет сформировать навык, и вы сами не заметите, как ваш ребенок сам начнет зашнуровывать ботинки.

Помогаем пальчикам

Для тренировки можно использовать развивающие игры, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, игры с кнопками, липучками и молниями.

Подобные игры может изготовить сама мама: для этого потребуется несколько отрезков плотного материала, один должен быть уже с кнопками (остаток от старой одежды). Нашейте на один лоскут несколько разноцветных липучек, на другой — одну-две яркие разъемные молнии (длиной не более 20 см), к следующему пришейте большие пуговицы разного цвета; сделайте несколько отверстий для шнурков (шнурки должны быть недлинные), обметайте петли, обработайте края — развивающая игра-паровозик, к которому каждый вагончик цепляется особым способом, готова.

Упрямый возраст

К трем годам ребенок вступает в период негативизма и упрямства, поэтому учить его одеваться и обуваться лучше раньше, чем позже. Если вы хотите научить его застегивать пуговицы, не стоит откладывать до трех-четырех лет. Малыш привыкнет к тому, что его одевают, а желание все сделать наоборот не способствует формированию навыка. В "упрямом" возрасте кроха не получает удовольствия от одобрения, становится своевольным, поэтому научить его одеваться самостоятельно довольно сложно.

Выбираем одежду

Мама при покупке одежды должна обратить внимание на особенности таких деталей, как липучки, шнурки, кнопки, пуговицы и молнии. Порой успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько удобно использовать эти детали.

Липучки на обуви и одежде должны быть широкими, с хорошим крепежом. Если специальная лента будет липнуть плохо, то малыш начнет нервничать, думая, что у него ничего не получается, а затем потеряет интерес к столь важному делу.

Кнопки должны легко защелкиваться и легко расстегиваться. Новые кнопки часто бывают тугими, поэтому сначала надо их разработать.

Пуговицы обязательно должны быть круглыми. Пуговицы с заостренными и неровными концами, напоминающие цветы или фигурки различных животных, очень красивы, но застегнуть их тяжело порой даже взрослому. Пуговица должна свободно проходить в петлю. Размер ее должен быть таким, чтобы малыш легко мог взять ее двумя пальцами. Ухватить слишком мелкие пуговицы ребенку будет сложно.

Молния тоже должна легко застегиваться и расстегиваться, не заедая. Проследите, чтобы замок был крупным: мелкий и тонкий обычно не поддается пальчикам малыша, затрудняет формирование навыка.

Шнурки выбирайте с крепкими кончиками, пластмассовыми или металлическими. Пусть концы шнурков будут не слишком длинными и не слишком короткими: ровно такими, чтобы ребенок без дополнительных усилий мог завязать узел и бант.

Запаситесь терпением

Собираясь на прогулку, не торопитесь, лучше выделите больше времени на сборы. Запаситесь терпением и позвольте малышу самому застегивать обувь и куртку. Никогда не торопите малыша и не делайте за него то, что он хочет и может сделать сам, иначе у него ничего не получится, и тогда он может потерять интерес к самостоятельным действиям. Если мама спешит и из-за нехватки времени начинает сама одевать ребенка, малыш научится всему необходимому гораздо позже.

Самое главное правило: пусть кроха делает сам то, что уже умеет. Однако если заботливая бабушка торопится помочь внуку, то требовать от него самостоятельности достаточно сложно. Он поймет, что его могут одеть взрослые, а вступив в период негативизма и упрямства, может наотрез отказаться одеваться сам.

В сборах на прогулку важно соблюдать определенную последовательность, это спасет малыша от перегрева и отрицательных эмоций. Надевайте сначала штаны, обувь, шапку, в последнюю очередь — куртку. Учитывайте, что завязывать шнурки, когда на тебе надеты куртка, шапка и толстые штаны, не совсем удобно, особенно если ты только учишься этому.

Умения и навыки самообслуживания формируются постепенно. Не пытайтесь опередить природу, не ориентируйтесь на других детей. Помните, что ваш малыш развивается индивидуально, поэтому нельзя принимать за догму утверждение, что ребенок должен в полтора года застегивать липучки, в два — пуговицы, а в три — завязывать шнурки. Если вы искренне заинтересованы в успехах малыша, вовремя помогаете, показываете ему новые, более сложные действия, то ребенок будет с удовольствием одеваться и обуваться самостоятельно.
http://mamka.ru/2784-zavjazat-i-zastegnut.html

admin
Администратор
Сообщения: 288
Permalink
Сообщение Ответ на: Я сам!
 August 10, 2019, 13:15
Цитата

Больше свободы и меньше ограничении

Постоянная опека, советы и помощь, предоставляемые ребенку, даже если он в них не нуждается, могут уничтожить желание действовать самостоятельно, приучить малыша смотреть на вас как на источник ответа на любые вопросы и решения всех проблем, вместо того чтобы искать их самому.

В течение второго года жизни естественная потребность ребенка в самостоятельности и движении проявляется все больше и больше. И вы должны так организовать окружающее его пространство, чтобы ничто не препятствовало его изучению мира. Родители должны стараться поощрять ребенка в принятии им самостоятельных решений, предоставляя ему больше свободы, именно так формируется ответственное поведение.

Всех малышей взрослые стараются приучить к навыкам чистоты и порядка. Но родители, гуляющие с ребенком на улице, должны помнить, что дети вовсе не испытывают неприязни к лужам и комкам грязи. Для них это не грязь, а хороший материал для игры, из которого может получиться все, что угодно! Поэтому такой материал связывается с творчеством, будит фантазию и побуждает к придумыванию новых игр. Из песка и глины малыши учатся печь пирожные, лепить разной формы куличики, играть в магазин, продавая и покупая. Занятия с глиной, песком и любым другим природным материалом развивают воображение ребенка. Лишать малыша такого удовольствия из-за испачканной одежды нельзя. Лучше подобрать для подобных занятий спецодежду — и пусть ребенок творит, пробует, фантазирует. А вот если вы собираетесь пойти с крохой в гости или в какое-либо учреждение, одевайте малыша аккуратно.

В этом возрасте малыш вправе самостоятельно выбирать, чем и как он будет рисовать, с чем играть — с кубиками или с машинкой, что и сколько он съест, где будет находиться — на горке, в песочнице или на спортивной площадке, какую курточку наденет. Конечно, родители должны держать этот выбор в определенных рамках, чтобы ребенок в своих желаниях не выходил за пределы дозволенного и не совершал ошибок, которые могут сильно ему навредить. Но жесткий контроль над действиями малыша, наказания за незначительные провинности или ошибки внушают ребенку чувство вины и сомнения, ограничивают инициативу малыша и стремление к освоению новой деятельности, а следовательно, к самостоятельности.

Страниц: [1]

 

5453e302cf64607f12e7b75348faa5fe - копия

2 Комментарии “Форум

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*