Возрастные особенностей детей раннего возраста

ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Особенности психического развития.

Дети второго года жизни очень легко возбудимы, трудно приспосабливаются к изменению условий жизни, условные рефлексы формируются значительно быстрее, но долго остаются неустойчивыми.

Развивающиеся психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь) находятся в стадии становления, эмоциональное состояние и поведение легко нарушаются. Этот процесс развития происходит скачкообразно, неравномерно.

Этапы игровой деятельности ребенка на втором году жизни.

I — 1 год — 1 год 3 месяца.

1 год — простое манипулирование, отображает отдельные действия, которым научен (размахивает, постукивает, бросает).

1 год 3 месяца — воспроизводит в игре ранее разученные действия (например, накладывает кубик на кубик) и при этом переносит действия на другие предметы (показали, как качать куклу,— он качает все подряд: кубик и т. д.).

II — 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев.

Примерно в 1 год 4 месяца воспроизводит в игре действия, которые увидел сам, а не только те, которым его научили,— первое отобразительное действие.

III        — 1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев.

К 1 году 6 месяцам выполняет ряд отдельных действий, не связанных сюжетом (умеет куклу кормить, качать и т. д., но делает это без сюжета: покормил куклу — бросил, через некоторое время вернулся — стал качать).

IV        — 1 год 9 месяцев — 2 года.

К 1 году 9 месяцам воспроизводит действия, связанные сюжетом. К двум годам появляется «параллельная игра»: дети играют «рядом», но не «вместе», не возникает взаимодействия.

Речевое развитие. Второй год жизни — это сензитив-ный период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. Развитие речи на 2-м году жизни проходит следующие этапы: первый — от 1 года до 1 года 6 месяцев — это развитие понимания речи, а второй — от 1 года 6 месяцев до 2 лет — быстрое увеличение словаря и пользование активной речью.

От 1 года до 1 года 6 месяцев у ребенка формируется умение подражать словам, которые произносит взрослый. Однако речевой аппарат развит еще недостаточно, и в начале второго года жизни ребенок произносит слова облегченно («би-би» — машина, «ав-ав» — собака). На основе подражания растет активный словарь — в 1 год он насчитывал 10 слов, в 1 год 6 месяцев — 30 слов, в 2 года — 300 слов.

Постепенно изменяется удельный вес речевых реакций.

От 1 года до 1 года 3 месяцев — преобладает лепет («дя-дя-дя…», «ба-ба-ба…», «ма-ма-ма…»). Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т. п.

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев — увеличивается количество слов, произносимых облегченно; лепет резко сокращается. Часто говорит «на своем» языке — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации (в 1 год 6 месяцев).

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев — увеличивается количество правильно произносимых слов. Повторяет двухсложные слова: «мама», «дядя». Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: [а], [о], [у], [и], [м], [п], [б], [к], [г], [дь], [ть], [нь], [ль], [сь]. Например: «мама», «ляля», «дя», «дай», «на», «ня». С 1 года 8 месяцев появляются двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые ребенок уже умеет произносить («тетя», «кися» — т. е. киса).

От 1 года 9 месяцев до 2 лет произносит два слога из трехсложных слов («синя», т. е. «машина»). Появляются слова-предложения (например, прося машину, малыш говорит «би-би»), а затем фразы, которые могут быть вопросительными или восклицательными, но без вопросительных слов — вопрос выражается интонационно.

Понимание резко опережает активную сторону речи. В этом возрасте ребенок может понимать названия игру-шек, предметов обихода, одежды, названия действий, которые он сам может выполнить (возьми, принеси, покорми, покачай).

Умственное развитие включает в себя развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), развитие психических процессов: памяти, внимания, наглядно-действенного мышления, развитие понимания речи окружающих, развитие собственной речи, предметной деятельности и игры. У ребенка повышен интерес ко всему особенно яркому, движущемуся, но внимание еще неустойчиво, он легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч — играет с ним, заметил куклу — бросил мяч, взял куклу. С увеличением знаний у ребенка развивается память.

1 год — 1 год 3 месяца — понимает (смеется), когда взрослые ведут себя как маленькие или совершают странные действия; кладет предмет в коробочку и смотрит на нее; совершает действия с предметами (расческой, ложкой, телефоном) в соответствии с их функциональным назначением.

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев — находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех, если она была спрятана у него на глазах; вытягивает за веревочку спрятанный предмет; показывает части тела на себе (3-5), на кукле; складывает все кубики (6-8) в коробочку; строит башню из 3-4 кубиков; выполняет простые просьбы (принести, выбрать что-то знакомое).

1 год 6 месяцев — 2 года — обращается (жестами, словами) к помощи взрослого, если что-то не получается, занимается с разнообразными дидактическими игрушками и пособиями, знакомится с понятиями формы и величины предметов, вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы (квадрат, круг, треугольник), воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, даже через несколько часов после наблюдения (например, подметает пол), убирает предметы на свои места.

Особенности физического развития.

Второй год жизни ребенка имеет особое значение в его дальнейшем развитии: овладение ходьбой, формирование второй сигнальной системы (т. е. развитие речи).

От 1 года до 1 года 6 месяцев продолжается интенсивное физическое развитие, увеличивается отрезок бодрствования до 4-4,5 часа. Дети этого возраста очень подвижны, эмоциональны, много лепечут. Для данного возраста характерна повышенная ориентировочная деятельность.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет происходит дальнейшее развитие ранее сформированных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Дети становятся физически более крепкими, бодрствование увеличивается до 5-5,5 часа, они легче приспосабливаются к новым условиям.

Продолжается физическое развитие, повышается сопротивляемость организма, так как улучшается тепло-регуляция, что позволяет при закаливании постепенно снижать температуру воды, принимать воздушные ванны. Дети второго года жизни, особенно в первом полугодии, еще физически ранимы, легко заболевают.

Вес двухлетнего ребенка в среднем составляет 12-12,7 кг, рост — 85-86 см. Обычно к двум годам у ребенка вырастает 20 молочных зубов.

Основные движения на втором году жизни несовершенны из-за слабого развития мышц, пропорций тела (сравнительно короткие ноги, длинное туловище, большая голова), недостаточной координации движений и неумения менять их в соответствии с внешними сигналами. Поэтому ребенок в 1 год 6 месяцев не может долго ходить, его пугает пространство, он не может пройти по прямой, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие, при ходьбе часто горбится; ему трудно сохранять одну и ту же позу, сидеть или стоять, он быстро устает от однообразных движений. Необходимо удовлетворять потребность детей в движении: ходить, лазать, водить машинки. После 1 года 6 месяцев надо учить детей бегать, бросать мяч в цель (вниз и вдаль), в определенном направлении, учить двигаться по сигналу, принимать участие в подвижных играх.

 ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Особенности физического развития. Характеристика возраста ребенка третьего года жизни определяется тем, что было заложено на первом и втором годах в процессе развития и воспитания ребенка. На третьем году жизни ребенок становится более выносливым, так как совершенствуется деятельность всех его органов.

За год от двух до трех лет ребенок вырастает на 7-8 см, его вес увеличивается на 2 кг, изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета. Совершенствуется ходьба: ребенок по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются несогласованными движения рук и ног. Ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, приплясывать, подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой или перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.

Физическое развитие ребенка — это прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом и выработка у ребенка самостоятельности, чтобы он мог достигать цели без помощи взрослого благодаря определенным умениям и навыкам.

В этот период совершенствуется строение внутренних органов, ребенок становится более устойчивым к заболеваниям.

Особенности психического развития. К третьему году у ребенка совершенствуется развитие центральной нервной системы (ЦНС) — фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга, ее основных отделов, в дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование.

Увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка: бодрствует подряд 6—6,5 часа.

Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки, ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, перестраиваются старые навыки, формируются новые. Лучше развиваются тормозные процессы — ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов — плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления. Важно поддерживать уравновешенное поведение детей, предупреждать возможность утомления или перевозбуждения.

Психическое развитие ребенка третьего года жизни характеризуется следующим состоянием основных психических процессов.

Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов (цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях (много—мало, далеко—близко).

У ребенка развивается память — может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.

Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать и распределять свое внимание. Взрослый может фокусировать внимание ребенка.

Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году жизни оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным.

В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственного мышления. Следовательно, у него начинают появляться представления о причинно-следственных связях (стул упал, так как у него нет одной ножки). В процессе развития речи развивается и мышление ребенка. Если на втором году жизни речь была средством общения со взрослым, то на третьем году жизни — и с детьми, то есть происходит расширение функций речи.

Развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о пространственных отношениях, о назначении предметов. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

Одной из ведущих линий развития на 3-м году жизни является речь.

На третьем году жизни расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам — 200-300 слов, к трем годам — 1200-1500 слов.

Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?», «когда?».

В 2 года 6 месяцев — 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К трем годам ребенок способен делать умозаключения, сравнения, способен на глубокие обобщения: «Кто летает?» — «Муха, самолет». На третьем году жизни ребенок учится пользоваться речью, то есть развивается инициативная речь ребенка. Речь становится саморегулятором поведения и возникает из потребности ребенка общаться с окружающим миром — это средство социального общения.

Игровая деятельность на третьем году сложнее и разнообразнее. Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, наблюдает за окружающим миром, целенаправленно двигается с мячами, выполняет простые просьбы взрослого.

Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра.

В 2 года — в 2 года 6 месяцев преобладают сюжетно-отобразительные игры. В 3 года изменяется содержание игры — дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия. В игре начинают отражаться социальные отношения (ласковое обращение с куклой или наказание ее).

С 2 лет 6 месяцев начинает формироваться сюжетно-ролевая игра — ребенок не только отображает те или иные действия, но и начинает при этом сам кого-то изображать: «Я — доктор», «Я — шофер», то есть берет роль на себя. Но ролевая игра пока не становится основным видом игры, часто ребенок забывает о взятой на себя роли.

В период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет дети играют без определенного сюжета — заводят игрушки, раскладывают предметы. Детей занимает не только процесс, но и результат: они экспериментируют с предметами, желая узнать их свойства.

Источником возникновения игры являются не только непосредственно воспринимаемые явления, но и впечатления, полученные ранее. В процессе игры дети много двигаются, ходят, возят, катают. Игра становится длительной и сосредоточенной. Дети могут играть непрерывно 20-30 минут.

В игре проявляются разнообразные чувства и состояния детей: удовольствие, радость, огорчение, страх, смущение, обида, чувство привязанности. Появляется эстетическое чувство: охотно слушают музыку, пение, стихи, потешки, сказки. Трехлетние дети замечают красивое в природе, в одежде, в быту, понимают комичное, смешное, охотно помогают взрослым и младшим детям.

На третьем году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к автономизации (я сам) и сохранение потребности в защите и эмоциональной близости.

Таким образом, к трем годам жизни выявляются следующие показатели зрелости ребенка.

  1. Коммуникативное поведение, формирующее партнерские отношения со сверстниками.
  2. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление и сенсорно-моторный интеллект, формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико-символической деятельности — элементарный предметный рисунок, но остаются и каракули.

Игровая деятельность в виде сюжетной и сюжетно-ролевой игры вместе со взрослым. Игровые действия ребенка становятся более развернутыми. Продолжает развиваться предметно-практическая игра: элементарные формы творческого конструирования и игры с дидактической игрушкой.