Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому – согласия в капризы, радости в обиду.
Кризис:
Суть кризиса: в чем противоречия;
Проявления: особенности поведения ребенка в кризисе
Социальная ситуация слитности ребёнка с взрослым исчезает,появляется двое: ребёнок и взрослый.
Кризис трёх лет.Суть всех проявлений этого кризиса одна: ребенок противопоставляет себя не только родителям, но и всему миру.
Поведение взрослого в кризисе ребенка
Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны.
Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое.
В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.
Не повышайте при ребёнке голос и сведите к минимуму ситуации, которые могли бы вызвать ваше раздражение.
Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.
Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился.
Радуйтесь его успехам вместе с ним.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
Формировать:
у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.
умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать:
отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе
Образ Я.
Формировать:
у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
Семья.
Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад.
Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки.
На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формировать:
привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
умение во время еды правильно держать ложку.
Учить с помощью взрослого:
приводить себя в порядок;
пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Самообслуживание.
Учить детей:
одеваться и раздеваться в определенном порядке;
при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
Приучать детей к опрятности.
Общественно-полезный труд.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Приучать:
поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
уважение к труду взрослых.
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Обращать внимание на то,что и как делает взрослый:
как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
как дворник подметает двор, убирает снег;
как столяр чинит беседку и т. д. ,
зачем он выполняет те или иные действия.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе
не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить;
не рвать и не брать в рот растения и пр.
Безопасность на дорогах.
Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.
Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Знакомить:
с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
с понятиями «можно – нельзя», «опасно».
Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
Формирование элементарных математических представлений
Количество.
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Учить различать количество предметов:
один — много
Величина.
Привлекать внимание детейк предметам контрастных размеров и их обозначению в речи:
большой дом — маленький домик,
большая матрешка — маленькая матрешка,
большие мячи — маленькие мячи и т. д.
Форма.
Учить различать предметы по форме и называть их:
кубик,
кирпичик,
шар и пр.
Ориентировка в пространстве.
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела:
голова,
лицо,
руки,
ноги,
спина.
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Развитие речи
Развивающая речевая среда
Способствовать развитию речи, как средства общения.
Давать детям разнообразные поручения,которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми:
«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»,
«Узнай у тети Оли и расскажи мне.»,
«Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
Рассказывать детям об этих предметах,а также об интересных событиях:
например, о повадках и хитростях домашних животных;
показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету,размеру:
«Принеси Машеньке вазочку для варенья»,
«Возьми красный карандаш»,
«Спой песенку маленькому медвежонку»;
называть их местоположение:
«Грибок на верхней полочке, высоко»,
«Стоят рядом»
имитировать действия людей и движения животных:
«Покажи, как поливают из леечки»,
«Походи, как медвежонок»
Обогащать словарь детей:
существительными,обозначающими названия:
игрушек,
предметов личной гигиены:
полотенце,
зубная щетка,
расческа,
носовой платок,
одежды,
обуви,
посуды,
мебели,
спальных принадлежностей:
одеяло,
подушка,
простыня,
пижама,
транспортных средств:
автомашина,
автобус,
овощей,
фруктов,
домашних животных и их детенышей;
глаголами обозначающими:
трудовые действия:
стирать,
лечить,
поливать,
действия,противоположные по значению:
открывать — закрывать,
снимать — надевать,
брать — класть,
действия,характеризующие взаимоотношения людей:
помочь,
пожалеть,
подарить,
обнять,
их эмоциональное состояние:
плакать,
смеяться,
радоваться,
обижаться;
прилагательными,обозначающими:
цвет:
красный,
синий,
вкус:
сладкий,
кислый,
величину:
большой,
маленький,
температуру предмета:
холодный,
горячий;
наречиями:
близко,
далеко,
высоко,
быстро,
темно,
тихо,
холодно,
жарко,
скользко.
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
Способствовать развитию:
артикуляционного и голосового аппарата,
речевого дыхания,
слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию)высотой и силой голоса:
«Киска, брысь!»,
«Кто пришел?»,
«Кто стучит?».
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать:
существительные и местоимения с глаголами,
употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
использовать в речи предлоги:
в,
на,
у,
за,
под.
Упражнять в употреблении:
некоторых вопросительных слов:
кто,
что,
где
и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов:
«Кисонька-мурысенька, куда пошла?».
Связная речь.
Помогать детям,отвечать:
на простейшие:
«Что?»,
«Кто?»,
«Что делает?»
и более сложные вопросы:
«Во что одет?»,
«Что везет?»,
«Кому?»,
«Какой?»,
«Где?»,
«Когда?»,
«Куда?».
Поощрять попытки детейстарше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать:
об изображенном на картинке,
о новой игрушке (обновке,
о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.